Оперативно-тактическая и стратегическая авиация ВКС России: виды боевых самолетов и бомбардировщиков дальней авиации

Военные самолеты ВКС России делятся на оперативно-тактическую (фронтовую) авиацию, представленную истребителями, штурмовиками и истребителями-бомбардировщиками; стратегическую, в состав которой входят бомбардировщики дальнего радиуса действия и военно-транспортную авиацию, в функции которой входит перевозка груза и десанта. Фронтовая авиация представлена в составе ВКС России тремя поколениями боевых самолетов, — третьим, четвертым и пятым. Количество самолетов боевой тактической авиации ВКС России достигает 1700 единиц, а стратегической авиации около 125 единиц. Отметим, что в списках боевых самолетов России указан год начало производства, который никак не связан с техническим состоянием российской авиации на данный момент. В боевые самолеты ВКС РФ имеют модификации 2005-2022 годов.

Общие характеристики и стоимость

От статуса поколения зависит цена на боевой самолет. Так, стоимость истребителя четвертого поколения доходит до 60 миллионов долларов, а цена на самолет пятого поколения может составлять до 100 миллионов долларов и обусловлена композитными материалом корпуса (незаметность), размещения вооружения во внутренних отсеках (незаметность), РЛС дальнего действия и двигателем.

Цена на стратегические бомбардировщики и военно-транспортные самолеты составляет от 200 до 400 тысяч долларов в зависимости от модификации. Стратегический бомбардировщики ВКС России не следует путать с многофункциональными фронтовыми истребителями бомбардировщиками, которые в отличии от истребителя, берут на борт несколько больше вооружения, в основном авиационных авиабомб.

Отдельно отметим, что все боевые самолеты фронтовой авиации России имеют стандартное вооружение состоящее из авиационной пушки, авиабомб и ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-земля». Разница между ними состоит в пропорциях вооружения, а также в использовании оборудования обнаружения (РЛС). Некоторые самолеты, для более высокой эффективности, имеют два пилота и дополнительное оборудование.

Фронтовая авиация входит в состав четырех армии (4-я, 6-я, 11-я и 14-я) ВВС и ПВО ВКС России. Стратегическая авиация подчиняется Командованию дальней авиации, а транспортные самолеты входят в Командование военно-транспортной авиации ВКС.

Фронтовая авиация

Су-24 и Су-25. Самыми ранними военными самолетами фронтовой авиации России, которые сейчас стоят на вооружении ВКС, являются штурмовик Су-25 «Грач» и тактический бомбардировщик Су-24 третьего поколения. Одноместный штурмовой боевой самолет Су-25 «Грач» (1981 год), специально сделан дозвуковым, с возможность низкого планирования над полем боя, а его модифицированные версии показывают высокую эффективность в зоне СВО на Украине.

Штурмовик Су-25 «Грач»

Двухместный бомбардировщик Су-24, начали производить в 1975 году. Это единственный сверхзвуковой самолет фронтовой авиации России без статуса «истребитель» с боевым радиусом (туда и обратно) в 615 км и полным весом с вооружением до 38 тонн. На данный момент ВКС России имеют на вооружении около 190 единиц Су-25 и около 270 единиц Су-24.

Тактический бомбардировщик Су-24

МиГ-29. Еще одним «старичком» российских ВКС, является легкий сверхзвуковой одноместный истребитель четвертого поколения МиГ-29 1982 года, с полным весом в 14,9 тонн и боевым радиусом в 900 км, который в свое время был конкурентом американского истребителя F-16. Всего, ВКС России имеют на вооружении около 250 единиц самолетов МиГ-29.

Легкий истребитель МиГ-29

Миг-31 является еще одним легким боевым самолетом, который начал выпускаться в СССР в 1981 году. Двухместный МиГ-31 единственный боевой истребитель в мире, который способен развить сверхзвуковою скорость до 3000 км/ч (сверхзвук начинается от 1250 км/ч), с боевым радиусом до 1450 км. Его боевой вес доходит до 41 тонны, поэтому ВКС России размещает на этом истребителе (МиГ-31К) тяжелую гиперзвуковую ракету «Кинжал». МиГ-31 имеет статус истребителя-перехватчика. Сейчас на вооружении ВКС России находятся около 130 единиц этих боевых самолетов различных модификаций.

Истребитель-перехватчик МиГ-31К с ракетой «Кинжал»

Су-27. Тяжелый одноместный многоцелевой истребитель Су-27, для завоевания превосходства в воздухе, был принят на вооружение ВВС СССР в 1985 году и является первым боевым самолетом четвертого поколения такого класса и в некотором смысле легендой русской фронтовой авиации. Истребитель имеет максимальный взлетный вес в 30,4 тонны, скорость в 2500 км/ч с рабочей высотой до 19 км и боевым радиусом в 1340 км. Всего, на вооружении ВКС России находятся около 390 единиц данного типа истребителей.

Тяжелый истребитель Су-27

Су-30. Двухместный истребитель-перехватчик четвертого поколения Су-30, был принят на вооружение в 2012 году, как Су-30СМ и ранее, с 1990 года, представлял экспериментальные и экспортные версии. Истребитель имеет скорость в 2120 км/ч, максимальный взлетный вес в 34,5 тонн и боевой радиус в 1500 км. На вооружении ВКС России находится около 110 единиц Су-30СМ.

Истребитель-перехватчик Су-30

Су-34. Двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-бомбардировщик четвертого поколения Су-34 поступил на вооружение в 2006 году и предназначен для замены широкой номенклатуры модификаций бомбардировщика третьего поколения Су-24. Боевой самолет Су-34 имеет мощные средства РЛС и радиоэлектронной борьбы и является ударным самолетом для поддержки Сухопутных войск на поле боя. Его максимальный вес с вооружением составляет 45,1 тонну, максимальная скорость равна 1900 км/ч, а боевой радиус доходит до 1100 км. На вооружении России находится около 150 таких боевых самолетов.

Истребитель-бомбардировщик Су-34

Су-35. Одноместный всепогодный тяжелый истребитель четвертого поколения Су-35, является современной модификацией Су-27 и принят на вооружение в 2013 году. Самолет развивает скорость в 2400 км/ч с потолком высоты в 18 км и боевым радиусом в 1600 км. На вооружении России находится около 120 единиц Су-35.

Истребитель Су-35

Су-57. Одноместный истребитель Су-57, является единственным серийным боевым самолетом ВКС России пятого поколения. Его максимальный взлетный вес составляет 35 тонн, а скорость доходит до 2135 км/ч при потолке высоты до 20 км. Самолет имеет достаточно большой боевой радиус в 2000 км и эффективную незаметность за счет конфигурации двигателя, композитных материалов корпуса и вооружения, спрятанного внутри самолета. Всего, на период 2024 года, ВКС России имеют более 30 единиц таких истребителей.

Истребитель пятого поколения Су-57

Стратегическая авиация

На данный момент, стратегическая авиация ВКС России представлена тремя типами больших бомбардировщиков: Ту-22М, Ту-95 и Ту-160. Эти самолеты способны нести на борту крылатые ракеты и авиационные бомбы с ядерными боеголовками.

Ту-95. Стратегический турбовинтовой бомбардировщик Ту-95 является первым самолетом такого класса, принятым на вооружение еще в 1956 году. Его последняя модификация, это Ту-95МС 2015 года. Всего на вооружении ВКС России находится около 40 единиц таких самолетов. Бомбардировщик имеет вес в 188 тонн, развивает дозвуковую скорость в 925 км/ч с потолком высоты в 13,7 км и боевым радиусом в 5000 км.

Турбовинтовой бомбардировщик Ту-95

Ту-22М. Сверхзвуковой реактивный ракетоносец-бомбардировщик в современной модификации Ту-22М3, был принят на вооружение в 1989 году, имеет экипаж из 3 человек, максимальную взлетную массу в 126 тонн и скорость в 2300 км/ч с практическим потолком высоты в 13 300 метров. Всего, на вооружении России стоит около 65 единиц Ту-22 различных модификаций. Боевой радиус Ту-22М3 составляет 1850 км на сверхзвуке, а на дозвуковой скорости 2410 км.

Ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М

Ту-160. Сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 “Белый лебедь” эксплуатируется ВКС России в 1987 года. Его скорость составляет 2200 км/ч (1,84 Маха) с боевым радиусом 7300 км. Последней модернизацией самолета является Ту-160М 2017 года. Россия имеет около 15 единиц Ту-160

Сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 “Белый лебедь”