Российская колесная беспилотная машина «Челнок» с установкой разминирования УР-83П

На выставке в Военно-инженерной академии имени Карбышева, впервые была представлена электрическая беспилотная установка разминирования (ЭБУР) «Челнок». Этот колесный робот, предназначен для проделывания проходов в минных заграждениях противника. Разработчиком наземного колесного робота является ООО «МобиДик» города Кургана. С большей долей вероятности, наземный робот «Челнок», вскоре появится в зоне специальной военной операции России на Украине, наряду с такими дронами, как НРТК «Курьер» или беспилотными боевыми роботами Омского автобронетанкового инженерного института.

наземный робот, беспилотная машина разминирования ЭБУР Челнок
ЭБУР «Челнок» на выставке в Военно-инженерной академии имени Карбышева. Фото: кадр из видео iz.ru

Однако, основным отличием ЭБУР «Челнок», от других наземных боевых роботов, является система вооружения: вместо уже ставшими привычными АГС-17 или 12,7-мм пулемета, конструкторы разместили на платформе, переносную установку разминирования УР-83П, а также оснастили беспилотный аппарат огромными колесами, диаметром в 1,45 метра, благодаря которым, давление на грунт «Челнока» составляет всего 0,10 Кг/см, что позволяет роботу проходить даже по противотанковым минным полям, что сейчас наиболее актуально в зоне СВО на Украине.

УР-83П с дистанционным управлением, которую установили на ЭБУР «Челнок» — является современной модификацией переносной установки разминирования, которая выпускается для Сухопутных войск с 1983 года. Установка способна разминировать участок шириной до 16-12 метров, от противопехотных и фугасных мин нажимного действия.

Для разминирования, установка выстреливает детонирующий кабель ДКРП-4, в кассете (небольшой ракете) с реактивными двигателем, который ложится на заданный участок для разминирования и после происходит детонация кабеля, а вместе с ним и окружающих мин. УР-83П способна закинуть кабель на дальность 100-440 метров, а длинна кабеля с зарядом составляет 114 метров.

Характеристики. Как рассказал инженер-конструктор беспилотной машины Антон Орловский, в своем небольшом интервью, ЭБУР «Челнок» сконструирован на базе бензинового болотохода, который хорошо себя зарекомендовал в труднопроходимых местах севера. Однако, как подчеркнул разработчик, вместо бензинового двигателя, для снижения шумности, на беспилотный аппарат установили электрический двигатель собственного производства, работающий от аккумулятора.

Судя по кадрам, которые уже попали в сеть, с выставки Военно-инженерной академии, наземный робот «Челнок» имеет высокую мобильность управления и умеет разворачивать вокруг собственной оси. Его масса с УР-83П без заряда — составляет 1,35 тонны. ЭБУР «Челнок» развивает скорость до 50 км/ч по рельефу местности и способен двигаться в воде со скоростью 5 км/ч.

На наземном роботе установлены аккумуляторы типа LiFePO4 с мощностью электродвигателей в 100 кВт и временем работы без подзарядки до 6 часов. Беспилотная машина выдерживает диапазон рабочих температур от -30 до +40 градусов.

Преимущество ЭБУР «Челнок», в данной номенклатуре вооружения ВС РФ, состоит не только в его дистанционном управлении. В отличии от таких войсковых систем, как УР-77 «Метеорит» («Змей Горыныч»), сделанной на базе самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» — беспилотный робот не издает шума и может скрытно перемещаться даже по противотанковым минам, непосредственно близко к опорным пунктам противника, что облегчает задачу штурмовым группам в зоне СВО.

Кроме этого, беспилотная система «Челнок» с УР-83П не требует продолжительного по времени, обслуживания расчетом из двух человек, для приведения установки в боевую готовность. Для развертывания стандартного переносного варианта УР-83П в боевой режим, для переноски системы и установки боеприпаса, требуется около 54 человеко-рейсов.