Многоцелевой и межвидовой ракетный комплекс “Гермес” с высокоскоростной ракетой “Клевок-Д2”

Многоцелевой ракетный комплекс “Гермес”, разрабатывается тульским “Конструкторским бюро приборостроения” с 2015 года и впервые был представлен на международном салоне “МАКС-2009”, а после, в доработанным варианте, на форуме “Армия-2020”. Ракетный комплекс предназначен для поражения бронетехники, фортификационных сооружений и надводных целей противника и в этом смысле, является межвидовым, размещаясь на наземных, воздушных и морских платформах.

Ракетный комплекс Гермес на шасси КАмАЗ
Наземный вариант ракетного межвидового комплекса “Гермес”

Скорость в 5 Махов и малые размеры новой ракеты комплекса “Гермес”, позволяют эффективно преодолевать противовоздушную оборону противника. Концептуально, ракетный комплекс “Гермес” в наземном варианте, занимает среднюю позицию между артиллерийскими системами РСЗО и ОТРК “Искандер”.

Ракета, дальность и наведение

Межвидовой ракетный комплекс “Гермес”, оснащен двухступенчатыми сверхзвуковыми бикалиберными ракетами. В конструкции ракеты “Гермес”, реализована двухступенчатая идея, где первая стартовая ступень с твердым топливом, придает разгон ракеты до 1300 м/с (4 680 км/ч), а после, ступень отстреливается и основная часть ракеты летит по заданной траектории наведения, корректируя направления с помощью рулей оперения.

Двухступенчатая технология ракеты, с достаточно коротким разгонным участком, позволяет ей, после отстрела маршевой части, быть малозаметной для радаров противника, за счет отсутствия теплового излучения от двигателя. Такая идея, ранее была реализована в зенитно-ракетной пушечном комплексе “Панцирь-С1”.

Бикалиберность ракеты “Гермес” — это не калибр боевой части и общий диаметр, по аналогу с некоторыми российскими системами РСЗО, а калибр разгонного блока, с диаметром в 170 и 210 мм, что влияет на дальность поражения боеприпаса. Ракета имеет тандемную кумулятивно-осколочную боевую часть массой в 28 кг, которая способна пробить защиту бронетехники, эквивалентную 1000 мм гомогенной стальной брони. Длина ракеты, с разгонным блоком, составляет 3,5 метра, а общая масса доходит до 130 кг.

Наведение ракеты является инерциальным на маршевом участке и активным на конечном участке полета. Пока нет точных данных, какую конкретно активную головку самонаведения устанавливают на ракету комплекса “Гермес”. По некоторым данным, ракета использует инфракрасную головку самонаведения, а также может оснащаться лазерным наведением.

“Клевок-Д2”. Обычная ракета комплекса “Гермес” способна поражать цели на расстоянии до 20 км. Однако в 2021 году, “Ростех” рассказал СМИ, что для комплекса, разработана новая ракета “Гермес 2.0” с увеличенной дальностью поражения до 100 км.

Немного позже, стало известно, что “Гермас 2.0”, это новая высокоскоростная ракета для комплекса “Гермес” под названием “Клевок-Д2”, которая разработана “Конструкторским бюро приборостроения”. В целом, “Клевок-Д2” имеет аналогичные характеристики наведения, что и базовый вариант, однако в новой ракете применяется разгонная маршевая часть калибром в 207 мм с новым прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Также, был увеличен вес боевой части до 57 кг, а скорость ракеты составила 5 Махов (5966 км/ч).

Платформы запуска

Наземная модификация комплекса, имеет лаконичное название “Гермес”, две пусковые установки (ПУ) которого, установлены на шасси грузовика КамАЗ-43114. В каждой ПУ размещается по 12 единиц ракет. Именно на наземной пусковой установке, изначально испытывали высокоскоростную дальнобойную ракету “Клевок-Д2. Модификация используется в том числе и для контрбатарейной борьбы.

Наземный комплекс “Гермес”, состоит из боевой машины с 24 единицами ракет, машины управления с РЛС обнаружения и мачтой, командно-штабной машины для навигации и связи, транспортно-заряжающей машины и комплекса разведки и обнаружения, оснащенного БпЛА.

“Гермес-К” представляет из себя корабельный вариант комплекса. Ракеты в морской модификации размещаются на кораблях ВМФ России, на модифицированной корабельной артиллерийской установке.

“Гермес-А” является авиационной модернизацией комплекса и устанавливается в основном на вертолетах, так как для тактической авиации, существует широкая номенклатура управляемых и неуправляемых ракет с аналогичной дальностью. Как правило, “Гермес-А” размещается на двух подвеска (по 8 единиц ракет) боевого вертолета Ка-52 “Аллигатор”.