Авиационная дозвуковая крылатая ракета класса «воздух-поверхность» Х-59 «Овод», разработана конструкторским бюро «Радуга» в конце 1970-х годов и была принята на вооружение ВВС СССР в 1980 году. Ракета Х-59 «Овод» является многоцелевой и умеет поражать как наземные объекты противника, так и надводные корабли. Различные модификации ракеты, производится также и на экспорт и находится на вооружении ВВС таких стран, как Китай, Алжир, Индия, Индонезия, Малайзия, Вьетнам и Венесуэла. Последней версией российской ракеты, является Х-59МК2 «обновленная» с модернизацией 2015 года.
Стоимость. Ракета Х-59 «Овод», имеет до 10 различных модификаций, применительно к скорости, пуску с носителя и объектам поражения, а ее дальнейшим продолжением, является малозаметная крылатая ракета Х-69. Эти ракеты, активно применяются тактической авиацией России, в зоне специальной военной операции на Украине. По различным источникам, средняя стоимость экспортного варианта ракеты с индексом Х-59М2Э составляет около 500 тысяч долларов за единицу, а цена ее последнего варианта Х-59МК2 «обновленная», может быть в два раза дороже.
Характеристики. Последней модификацией семейства ракет Х-59, является вариант Х-59МК2 «обновленная», предназначенный для внутренних подвесок истребителя 5-го поколения Су-57. В отличии от ранних вариантов, ракета имеет меньшую длину и массу, а также повышенную незаметность и прямоугольное сечение корпуса, по сравнению с обычным вариантом 2009 года Х-59МК2.
- Полное наименование: высокоточная многоцелевая авиационная ракета «воздух-поверхность» Х-59МК2 «обновленная»;
- Производитель: «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) и АО «ГосМКБ «Радуга»;
- Год производства: 2015 год Х-59МК2 «обновленная»;
- Система наведения и управления: инерциальная, спутниковая и электронно-оптическая;
- Скорость и точность: до 1000 км/ч, с точностью поражения до 3-5 метров;
- Двигатель: малогабаритный двухконтурный твердотопливный турбореактивный двигатель ТРДД-50Б;
- Дальность поражения: до 290 км;
- Боевая часть: проникающая фугасно-кумулятивная, кассетная или ядерная;
- Масса боевой части; 310 кг обычная, по ядерной нет данных;
- Высота полета: 50-300 метров;
- Носители: истребитель 5-го поколения Су-57 для варианта Х-59МК2 «обновленная»;
- Подвески вооружения: внутренние;
- Высота пуска: до 11 км;
- Скорость носителя при пуске: до 1100 км/ч (дозвуковая);
- Размеры: масса 770 кг, длина 4,2 метра;
- Размах крыла: 2,45 метра.
Особенности и модификации. Основным отличием российской крылатой ракеты Х-59 «воздух-поверхность» в базовом варианте, от других ракет аналогичного класса, является оснащение авиационного боеприпаса телевизионно-командой системой наведения «Текон-1», в дополнение к стандартной инерциальной системе и GPS/ГЛОНАСС навигации.
В 2001 году, был представлен противокарабельный вариант ракеты Х-59МК (Х-59А), без телевизионно-командной системы наведения, с активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-59Э и высотой полета над поверхностью 4-7 метров. Дальность поражения противокорабельного варианта с проникающей боевой частью, составляет 285 км.
В начале нулевых годов, появилась версия Х-59М («Овод-М») и экспортный вариант Х-59МЭ, которые оснастили турбореактивными двухконтурными двигателями, вместо обычного реактивного двигателя. Также, на этих вариантах установили более современную систему телевизионно-командного наведения «Тевкон-1А» с радиовысотомером, в сочетании с инфракрасным наведением. Этот вариант имеет дальность поражения до 115 км.
Апофеозом модернизации крылатой ракеты Х-59М, стали варианты Х-59М2/Х-59М2Э с активной радиолокационной головкой наведения, совмещенной с трансляционно-командной системой наведения. Ракета, Х-59М2/Х-59М2Э размещается на внешних подвесках вооружения таких тактических боевых самолетов, как Су-30, Су-34, Су-27СМ и Су-35.
В 2009 году, появилась ракета Х-59МК2 с круглым сечением и инерциальной, спутниковой и электронно-оптической системой наведения, а в 2015 году, была представлена ракета Х-59МК2 «обновленная», с прямоугольным сечением, для внутренних подвесок истребителя Су-57, который в то время, еще не был принят на вооружение ВКС России.